Изучением основы возникновения синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) ученые занимаются уже более четверти века. Впервые в 1974 году американский психиатр Герберт Фрейденберг ввел термин «эмоциональное выгорание». В области профессиональной деятельности стало отмечаться дезадаптивное поведение сотрудников на рабочих местах. Особенно это было отмечено в тех отраслях, где присутствует интенсивное общение с клиентами. Это такие сферы, как социальные услуги, образование и здравоохранение.
Далее социальный психолог Кристина Маслач структурировала этот феномен и выявила 3 компонента в теории эмоционального выгорания, которые и по настоящее время являются основными:
- эмоциональное истощение;
- деперсонализация или отстраненность от работы;
- редукция персональных достижений или резкое снижение эффективности.
Причины выгорания могут быть как личностными, так и организационными, но чаще всего к выгоранию приводит перегрузка на работе и неспособность ее контролировать. Человек может находиться в таком состоянии какое-то время, пока не исчерпаются его ресурсы.
Многие годы эмоциональное (профессиональное) выгорание обнаруживали только в профессиях, входящих в систему «человек — человек»: педагоги, врачи, медицинские и социальные работники, поскольку именно эти специальности требуют тесного и продолжительного эмоционального контакта. Однако в последнее время все больше профессий требуют так называемой клиентоориентированности, а значит и большего включения в пожелания клиента.